Свежесть и качество продуктов питания теперь можно проверять
через смартфоны
Скандал вокруг отравленных диоксином продуктов питания заставил немцев
щепетильнее относиться к выбору съестного. Найти на прилавке самые свежие и
экологически чистые куриные окорочка поможет приложение для смартфона.
В немецких супермаркетах все чаще можно наблюдать любопытную сцену: покупатель
фотографирует упаковку с продуктами камерой смартфона. На самом деле он
сканирует штрих-код. Специальное приложение (App) расшифровывает и выводит на
экран информацию, которая раньше была доступна только кассирам и контроллерам.
Теперь всю подноготную куриного окорочка или пакета молока можно узнать, не
отходя от прилавка. Потребители такими программами охотно пользуются: после
недавнего скандала вокруг отравленных диоксином продуктов питания немцы хотят
покупать самые качественные продукты, а не самые дешевые.
Напомним: в январе нынешнего года Германию чуть ли не ежедневно сотрясали
сообщения о том, что в корм курам, свиньям и индейкам подмешивают жиры,
предназначенные для промышленных целей. Результат - повышенное содержание
диоксина в яйцах и мясе. Продуктовый скандал ударил не только по фермерам:
опасаясь, что пищевые контроллеры не успевают изымать из продажи зараженные
продукты, многие потребители предпочли временно отказаться покупки птицы,
свинины и яиц.
В борьбе за потребителя некоторые производители решили прибегнуть к помощи
новых технологий. Так, мясоперерабатывающая компания Toennies Fleisch,
поставщик мяса для сети дискаунтеров Aldi, выпустила бесплатное приложение для
смартфона fTRACE, которое позволяет считывать штрихкоды с упаковок. На экран
мобильного выводятся местонахождение животноводческой фермы, дата забоя скота,
место и точное время расфасовки, а также информация о том, какая это часть
туши.
"Чтобы потребитель вновь стал нам доверять, нам нужно наглядно
продемонстрировать, что мясо Toennies Fleisch - высшего качества и безопасно
для здоровья, - объясняет пресс-секретарь фирмы Маркус Айхер (Markus Eicher). -
Добиться этого можно, только предоставив максимум информации о продукте".
А вот разработчики приложения barcoo задались более высокой целью: воспитать
вдумчивого, разборчивого потребителя, который будет заботиться не только о
своем здоровье и кошельке, но и об экологии. barcoo появился в немецкоязычном
App Store буквально через сутки после первых сообщений о зараженных диоксином яйцах.
Тогда программа могла распознать только яйца, попавшие в "черный
список" министерства защиты прав потребителей.
Сегодня в базе данных barcoo более 13 миллионов наименований, причем - не
только продуктов питания, но и оргтехники, детских игрушек и бытовой
электроники. Отсканировав штрихкод, программа прочесывает базы данных
профильных изданий, экологических организаций, фонда независимой экспертизы
Stiftung Warentest и дает оценку качества товара.
Помимо информации о происхождении, сроке годности и экологичности barcoo
сравнивает стоимость товара в близлежащих торговых точках и в
интернет-магазинах. Оценка выставляется по трехбалльной шкале. Зеленый кружок -
товар высококачественный по низкой цене, произведен с минимальным ущербом для
экологии. Желтым кружком помечаются "середнячки", красным - не
рекомендуемые к приобретению.
На момент написания материала у barcoo было уже больше двух миллионов
пользователей. Эксперт по мобильным технологиям Кристоф Рэтке (Christoph
Rathke) считает, что спрос на такие приложения будет расти, а сфера применения
- расширяться. Один из возможных сценариев - защита от подделок.
"Например, производители медикаментов могли бы "зашивать"
информацию о себе в штрихкод, - сказал Рэтке в беседе с Deutsche Welle. - В
отличие от логотипа, данные штрих-кода можно периодически обновлять. Приложение
будет автоматически синхронизировать данные и, таким образом, потребитель
всегда будет знать наверняка, что покупает оригинал".
Со временем, считает Рэтке, программы-сканеры будут в первую очередь
использоваться для фильтрации информации, а не для генерации большого
количества данных. Пользователи захлебываются в информационном потоке, поэтому
им нужны приложения, которые помогают отсеивать все ненужное.
"Думаю, наиболее перспективный сценарий - это когда пользователь указывает
в настройках, что его интересует, и получает только эти данные, - объясняет
Рэтке. - Например, если у него аллергия на определенные пищевые добавки, он
может "предупредить" об этом свой смартфон".
Собеседник Deutsche Welle убежден, что использование программ, подобных
fTRACE и barcoo, в скором времени станет делом будничным. "Сканеры
штрихкодов - это лишь одно из проявлений принципиально нового феномена.
Смартфоны учатся интерпретировать окружающую действительность и предоставлять
нужную информацию в удобной для нас форме".
|